Насколько созрела цивилизация для перехода в цифровую эру? Какие предметы появятся в школе, уже в обозримом будущем? Какими станут дети, окончательно погрузившись в мир робототехники? Эти вопросы касаются каждого, потому что реальность, как трансформер, меняется прямо на глазах. Попытаемся на них ответить.
Современные дети обучаются пользованию гаджетами быстрее, чем начинают говорить и ходить. Взрослые, которым такая наука давалась с трудом, уже всерьез задумываются о новых образовательных программах и методах обучения детворы, школьных предметах, которые появятся в обозримом будущем.
Будущее наступает сегодня
Поколение 80-х, слушая саундтрек Е. Крылатова «Прекрасное далеко» к детскому фильму «Гостья из будущего», и предположить не могли, что для их детей и внуков этот фантастический сюжет станет обыкновенным настоящим. Большинство дедушек и бабушек с огромным трудом приобрели навыки использования «мелофона» – прототипа смартфона, придуманного писателем-фантастом в 1977 году (всего лишь, 37 лет назад!).
Для современного трехлетнего ребенка мобильный телефон или планшет – интересная игрушка, с которой он готов играть часами, словно завороженный. Но самое удивительное, что малыш, не знающий грамоты вообще, интуитивно находит нужные кнопки в считанные секунды. Овладение грамотой в дошкольном возрасте, с дополнительным знанием иностранных языков – тоже не редкость.
В институте когнитивных исследований биологи уже изучают акселератов. Доктор биологических наук Т. Черниговская считает, что у детей, родившихся в технологическую эпоху – «другой мозг», и нужен новый подход к развитию и обучению. «Цифровые дети», по мнению ученых – закономерный эволюционный процесс, и поэтому важно изучить, что руководит их интересом к получению знаний, чтобы разработать программы и методики будущего.
Мнение врачей непреклонно
С введением «дистанционки» в школах от родителей стали поступать жалобы: дети слишком много времени проводят за компьютерами. И это – правда.
Распорядок дня у школьников сильно изменился, и если в докарантинный период они проводили в интернете только время, оставшееся после посещения школы, то теперь продолжительность «зависания» увеличилась в разы: онлайн-уроки, общение с учителями, потом – обсуждение уроков с одноклассниками, ну, и само собой, после выполнения домашнего задания – онлайн-игры, развлечения, активный серфинг в социальных сетях.
«Даже акселератам необходимы физические упражнения и психологическая разгрузка», - считают врачи.
Детям кажется, что они не устают. Но страдает осанка неокрепшего организма и снижается зрение, а чрезмерные умственные перегрузки отражаются на неокрепшей психике. К тому же, синдром хронической усталости – не выдумка, он снижает работоспособность, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на эффективности обучения.
Детские психологи – о «цифровых детях»
Нейронные связи, регулирующие процесс познания окружающего мира, работают, как и прежде: эволюция биологических видов не происходит в столь короткие сроки, и поэтому очень рано говорить о «другом мозге» у детей. Они сейчас, как и 50 лет назад отличаются от взрослых тем, что быстрее и легче запоминают предметы, явления и взаимосвязи. Старшее поколение проигрывает внукам, потому что в их детстве не было такого потока информации, а с возрастом функция запоминания существенно снижается. Важно направлять эти потоки дозированно, без перегрузок.
Еще 10 лет назад воспитатели и учителя неукоснительно придерживались правила, которое отлично работало: во время занятий с трехлетними малышами – пауза или смена вида деятельности каждые 7-8 минут, для первоклассников – 15 минут. Это помогало сконцентрировать внимание на обучающем процессе.
Сейчас в борьбе за внимание и усидчивость ребенка во время занятий учитель проигрывает монитору – все дело в удобном и понятном интерфейсе, ярких, привлекающих внимание картинках, которых полно в интернете. В классе обеспечить сопровождение темы урока такими инструментами и наглядностью во многих регионах пока проблематично.
Парадокс в том, что дети чувствуют усталость, когда учатся, а не когда играют или общаются, и они не симулируют. Игра захватывает, интересна ребенку, и он не замечает наступающего утомления. Учебу дети воспринимают как процесс, навязанный взрослыми, внутренне сопротивляются ему, на что тоже расходуется энергия, и поэтому снижается концентрация внимания на теме урока. Ребенок сосредоточен на желании быстрее заняться тем, что ему интересно, а не на выполнении задания старших.
Игра для детей – важный источник приобретения знаний и навыков во всех сферах человеческой жизни. Отсюда – вывод: необходимо менять форму подачи материала. Урок должен быть нескучным. Разница между онлайн-уроком и его классической формой, как раз в том, что информацию из монитора ребенок воспринимает, как бы, по собственной инициативе, без реального присутствия учителя; он раскрепощен внутренне, и остается только предложить ему урок-игру.
Впрочем, у виртуальности есть и «обратная сторона медали»: она изолирует школьника, лишает возможности приобретать навыки коллективного взаимодействия, без которых невозможно воспитать полноценную, социально ориентированную личность. Иллюзия свободы, которую дает онлайн-урок, мешает воспитанию чувства ответственности, внутренней дисциплины и других качеств, которые необходимы ребенку в будущей взрослой жизни.
Педагогический дизайн: что это и зачем?
«Дистанционка» подарила бесценный опыт учителям: повышать квалификацию пришлось на ходу. Правда, многие учителя пока пытаются втиснуть онлайн-формат в традиционные рамки урока, и получается скучно, не интересно: не хватает элемента игры, ярких и интуитивно понятных наглядных пособий. На уроке, в школьном классе, учитель компенсирует их своим присутствием – эмоциональным голосом, мимикой, жестами. Общение с детьми через экран требует другого подхода.
Опытные учителя знают: если в течение 15 секунд с момента начала урока не удалось сосредоточить внимание детей на себе, то тема урока будет усвоена только 5-6 учениками в классе, а с остальными придется прорабатывать материал дополнительно или индивидуально. Общение с учениками через монитор усложняет эту задачу: неизвестно, в каком окружении в данный момент находится ребенок, что ему мешает сосредоточиться.
Единственный выход – яркая, интересная и даже впечатляющая картинка на экране, которая привлечет внимание ребенка. Но найти ее к каждому уроку – задача, пока, не из легких, и изготовить ее самостоятельно могут далеко не все учителя, потому что, как минимум, не хватает знаний и навыков по компьютерному дизайну. И самое главное, нет единой базы, где необходимая наглядность «разложена по полочкам», для каждого урока.
Нужны новые, технические инструменты, платформы, которые позволят беспрепятственно передавать необходимую учебную информацию ученикам, обеспечат мгновенную обратную связь, как во время урока в классе.
Новые школьные предметы
Цифровизация меняет окружающий мир, и это – веский аргумент в пользу введения новых предметов в школьную программу. Вопрос уже обсуждается экспертами Института развития интернета. Они определили, что детям в ближайшем будущем пригодятся навыки FutureSkills.
По данным исследований рынка труда, в ближайшие 10 лет российской экономике потребуется 2 млн. IT-специалистов. А сегодня уже 34 млн. россиян испытывают трудности с трудоустройством из-за отсутствия знаний и навыков владения ПК и стандартными программами, которые используются во многих отраслях индустрии.
Та же «дистанционка» натолкнула на мысли о расширении списка онлайн-услуг банкиров, за которым последует массовое сокращение рядовых сотрудников банка. Сфера торговли в этом вопросе тоже не отстает, как и госуслуги. То есть, переход «на цифру» неизбежен, и к нему надо готовить сегодняшних школьников.
Робототехника и киберспорт, VR-архитектура и web-дизайн, теория решения изобретательских задач, основы цифровой грамотности, квантовые вычисления и технологии – введение этих предметов в школе, в ближайшие 10-20 лет уже не фантастика, а реальность, продиктованная новой эрой.
Заключение
Хочется обнять малыша и пожалеть, узнав о таких перспективах? Но, ведь, можно помочь ему иначе: во-первых, приучить себя к мысли, что мир не изменится в обратном направлении, а во-вторых, уделять больше внимания именно раннему развитию ребенка, когда он максимально готов к глобальному восприятию всего нового, чтобы учеба в школе будущего не стала тяжелым, непосильным испытанием.